Консультацию подготовила:
Некипелова Полина Сергеевна,
музыкальный руководитель
МУЗЫКАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА
Музыкальное развитие ребенка дома до 7 лет — это важный аспект формирования его личности и развития творческих способностей. В этом возрасте музыка становится не только средством развлечения, но и мощным инструментом для познания окружающего мира. Записи любимых мелодий или прослушивание классики способствует эмоциональному восприятию, развивает слух, чувство ритма, а также артистизм. Ребёнок, способный передать через пение, танец, игру на музыкальных инструментах характер произведения, становится настоящим, пока ещё маленьким, но уже артистом.
Язык музыки — универсальный язык, он общий для всех, но, к сожалению, со временем люди стали утрачивать способность его понимать. В современном мире всё чаще стала появляться эта проблема — мы слушаем, но не слышим, не можем самостоятельно распознать простые интонации вздоха, призыва, вопроса или плача в известных произведениях; плохо различаем светлую умиротворённую и печальную музыку, трагичную и торжественную, а ведь это понимание начинает закладываться ещё в раннем возрасте, если заниматься с ребенком ежедневно хотя бы по 10 минут в день в игровой форме. Элементарные игры на музыкальных инструментах, пение простых песенок, а также использование разнообразных музыкальных игрушек помогут создать радостную атмосферу, развить коммуникативные навыки ребенка, создать доверительные связи в семье.
Не стоит забывать о значении движения в музыкальном процессе. Танцы под любимую музыку способствуют развитию моторики и координации. Важно также вовлекать ребенка в различные музыкальные стили, чтобы расширить его вкусовые горизонты и обогатить культурный опыт. Такой подход гарантирует гармоничное и всестороннее развитие.
Можно использовать различные методы для стимулирования музыкального интереса у ребенка. Например, знакомство с музыкой разных культур через народные мелодии и танцы позволит ребенку понять многообразие музыкального мира. Прослушивание аудиозаписей с рассказами о композиторах и музыкальных стилях поможет развить не только музыкальный, но и культурный кругозор.
Важно создавать домашнюю музыкальную среду. Например, семья может организовать "музыкальные вечера", где каждый член семьи будет делиться своими музыкальными предпочтениями. Это может быть не только приятно, но и полезно для выявления у ребенка его музыкальных предпочтений и талантов.
Также стоит обратить внимание на использование технологий, таких как музыкальные приложения и онлайн-курсы. Это может расширить доступ к образовательным материалам и дать возможность ребенку учиться музыке в интерактивной форме. Главное, чтобы обучение было интересным и увлекательным, ведь именно в радости от творчества заключена настоящая сила музыки в жизни ребенка.
Дополнительно, в профессиональном плане, можно привлекать ребенка к практическим занятиям, таким как игра на музыкальных инструментах. Даже если это будет простое обучение на ударных или фортепиано, такая активная деятельность поможет развить чувство ритма и мелодии. Групповые занятия с другими детьми могут создать дух товарищества и соперничества, что также способствует развитию интереса к музыке. Очень важно, чтобы ребёнок хотел этим заниматься. Первостепенно важно, чтобы ребёнок играл на том инструменте, на каком хочет сам, не надо заставлять ребёнка играть на скрипке, если он хочет заниматься флейтой.
Не менее важным является посещение концертов, театров и музыкальных фестивалей. Живое исполнение музыки создает уникальные впечатления, которые трудно передать через записи. Это может вдохновить ребенка на собственное творчество и желание заниматься музыкой более активно.
Наконец, поддержка творчества ребенка — важный аспект. Поощряйте его создавать свои мелодии, песни или даже небольшие композиции. Дайте возможность экспериментировать со звуками и стилями. Такой подход поможет формировать не только навыки, но и любовь к музыке, которая будет сопровождать его на протяжении всей жизни.
Рекомендации:
Дети до трёх лет плохо различают высоту звука, в этом возрасте целесообразно заниматься с детьми ритмами. Позвольте ребёнку танцевать, хлопать в ладоши, маршировать, будьте вовлечены в процесс с ребёнком, получите удовольствие вместе с ним и направьте его своими действиями. Музыка должна быть подобрана с ярко выраженными долями (детские марши, вальсы).
Взрослея, дети начинают отличать высокие и низкие звуки, они больше наслаждаются музыкой. К четырём годам полезно привлекать зрительный опыт к слуховому. Включайте детям русские народные наигрыши, колыбельные, танцевальную музыку и демонстрируйте картинки, подходящие музыке, это поможет музыкальному образу сложиться.
В пять-шесть лет дети знакомятся с тембрами различных музыкальных инструментов. Дайте послушать ребенку запись сольного исполнения на каком-либо инструменте, покажите, как он выглядит, расскажите про него доступными словами. Дети легко запоминают звучание балалайки, скрипки, фортепиано, барабанов, постепенно увеличивайте количество инструментов. Поиграйте с ребенком в игру «Какой музыкальный инструмент пришел в гости?»: распечатайте картинки музыкальных инструментов и включайте по очереди записи, ребёнок будет искать нужную картинку и проговаривать название музыкального инструмента.
Начинайте слушать короткие произведения, постепенно увеличивая продолжительность аудиозаписей, ребёнок не должен устать.
Рефлексируйте с ребёнком, обсудите прослушанный материал. Спросите у него, какая была музыка: веселая, грустная, медленная, быстрая; характер можно обсудить с детьми старшего возраста (игривый, ласковый, задорный, торжественный и т.д.), спросите, что напомнила музыка, о чем думал ребенок, о чем пелось в песне. Важно, чтобы ребёнок слушал и слышал музыкальный материал. Поинтересуйтесь, понравилась ли ему услышанное, почему, какие чувства он испытывал в этот момент, что вспомнил?
Водите детей на спектакли, соответствующие возрасту ребёнка, чтобы посещение было максимально продуктивным. Ребенок шести лет может заскучать на спектакле для детей трех лет, а трехлетний ребёнок в силу возраста не осознает происходящее на постановке для детей шести лет, более того, он может испугаться персонажей и реакции более взрослых детей.
Обязательно хвалите ребёнка за интерес к музыке и творчеству, организовывайте домашние концерты, где все члены семьи готовят музыкальные, танцевальные и театральные номера, аплодируйте звонко и заразительно, поднимайте адекватную самооценку своего ребёнка.