Воспитатель
Консультация для родителей на тему:"Развитие речи детей"
Речь ребенка - это показатель его интеллектуального развития.
Хорошо развитая речь является залогом успешного обучения в школе.
Как же сделать так, чтобы уровень развития речи ребенка соответствовал норме?
В дошкольных учреждениях развитию речи уделяется много внимания. Проводятся специальные игры-занятия, дидактические игры, логопедическая работа, индивидуальная работа и т.д.
У современных родителей, как правило, не хватает ни времени, ни сил, чтобы заниматься со своим чадом. Некоторые родители не обладают достаточными знаниями и навыками, чтобы заниматься со своим ребенком.
Сегодня в книжных магазинах очень много литературы для родителей с упражнениями, заданиями, играми для развития речи дошкольника.
Но самым главным средством развития речи является общение ребенка со взрослыми и сверстниками. Очень важно с раннего детства наладить с ребенком речевой контакт.
Разговаривайте с ним не спеша, делитесь друг с другом впечатлениями, говорите о его поступках и поступках его сверстников, делах и интересах. Это будет помогать не только развить словарный запас, речь, но и сделать ваши отношения с ребенком теплыми и доверительными.
Многие дети на пороге школы испытывают серьезные трудности в речи: трудно что-то объяснить, правильно построить предложение, рассуждения бывают бессвязными. Попробую подсказать вам, как можно просто и с удовольствием развить речь дошкольника.
1. Постарайтесь чаще читать своему ребенку. При чтении ребенок усваивает новые слова, у него расширяется словарный запас. А еще и иллюстрации! Они отличное средство для развития ребенка.
Прочтите книгу, не торопясь рассмотрите в ней красочные картинки. А еще можно попробовать составить рассказ по картинке. Сначала это лучше сделать совместно с ребенком, а потом пусть он сам придумает рассказ, сказку по данной иллюстрации.
2. Можно использовать различные игры, игровые упражнения.
Например, игра "Доскажи словечко". Ребенок должен добавить к заданному слогу другие слоги так, чтобы получилось слово: ро-за, ко-ра, ма-ли-на, те-ле-га.
Также можно использовать игру "Доскажи предложение". Взрослый начинает предложение, а ребенок его заканчивает:" В море водятся..."
Игра "Летела корова". Вот слова игры:
"Летела корова,
Сказала слово,
Кто угадал,
Тот поймал!".
На ком останавливается последнее слово, тот придумывает и произносит слово, которое затем играющие разбивают на звуки и поочередно произносят их.
Очень увлекательна игра "Составь загадку". Она совершенствует словарный запас детей. Например, придумать загадку о любом овоще или фрукте. "Желтый, овальный, сочный, кислый, кладут в чай" (лимон).
Игра "Вкусный сок". Здесь мы учим ребенка преобразовывать существительное в прилагательное. Как назвать одним словом сок из яблок? (яблочный) А сок из моркови? (морковный) А из груши (грушевый)? А сок из апельсина? (апельсиновый) и т.д.
А так же сказать о варенье? Варенье из яблок - яблочное, из слив - сливовое, из малины - малиновое и т.д.
Так же, кроме овощей, ягод и фруктов, можно использовать и названия бытовых предметов. "Стул из дерева? (деревянный). "Дверь из железа?" (железная) и т.д.
3. Скороговорки. Это очень полезное упражнение для выработки хорошей дикции. Многие дети не всегда четко и внятно могут произносить слова, фразы. Тут и придет нам на помощь скороговорка! Можно выучить с ребенком несколько скороговорок. Произносить их лучше сначала медленно, а затем убыстряя темп.
а) "Кукушка кукушонку купила капюшон,
Кукушонок в нем смешон"
б) "Маланья-болтунья
молоко болтала,
да не выболтала"
в) На реке поймали рака,
Из-за рака вышла драка"
А еще хорошо с ребенком описывать предметы. Например, вы с ним находитесь в комнате. Возьмите два любых предмета и попросите их описать. Спросите, чем они похожи, чем отличаются. Например, диван и кресло. Они похожи, потому что это мебель, на них можно сидеть, они сделаны из дерева и ткани. А отличаются друг от друга цветом, узором обивной ткани, диван длиннее кресла, на диване можно лежать, а на кресле - нет.
Можно научить ребенка сочинять рассказы и сказки, используя набор предметных картинок. Разложите картинки по цепочке и к каждой придумайте предложение, чтобы получился связный рассказ или сказка. А еще можно выдумать с ребенком свою сказку, используя несколько сказок. Взять несколько героев из разных сказок и придумать им новые приключения. Можно записывать получившиеся сказки, а потом сделать из них книгу.
Все эти несложные игры помогут Вашему ребенку развить речь не только на этапе дошкольного образования, но и в дальнейшем успешно осваивать школьную программу.