ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ Версия для
слабовидящих
Главная | Регистрация | Вход | RSSСреда, 26.06.2024, 00:23

ГБДОУ детский сад №4

Основное меню
Форма входа
Поиск по сайту

Дмитриева Алина Александровна

Статья «Формирование грамматического строя речи у ребенка»

Дмитриева А.А., воспитатель

ГБДОУ № 4 Василеостровского района

 

Формирование грамматического строя речи у ребенка – дошкольника включает работу под морфологией (изменение слов по родам, числам, падежам), словообразование (образование одного слова на базе другого с помощью специальных средств), синтаксисом (построение простых и сложных предложений).

      Овладение морфологией оказывает огромное влияние на общее развитие ребенка, обеспечивая ему переход к изучению языка в школе. Осваивая правильную речь, дети познают категории и законы морфологии в практике живой речи.                                                   

      Уже в дошкольном возрасте у ребенка нужно воспитывать привычку говорить правильно. К. Д. Ушинский подчеркивал необходимость у ребенка с самых ранних лет формировать привычку правильной разговорной речи.          

     Связь между предметами и явлениями ребенок познает, прежде всего, в предметной деятельности. Формирование правильной речи проходит успешно при условии правильной организации предметной деятельности, повседневного общения детей со сверстниками и взрослыми, специальных речевых занятий и упражнений, направленных на усвоение и закрепление трудных грамматических форм.                                                                    

      Закономерности усвоения грамматической стороны речи раскрыты известным лингвистом А.Н. Гвоздевым. В его исследованиях содержится огромный фактический материал длительных наблюдений за процессом морфологического и синтаксического оформления детской речи. По данным А.Н. Гвоздева морфологические элементы начинают выделяться в словах очень рано (около 1 года 11 месяцев).                                          

      Усвоение морфологической системы русского языка происходит на основе развития у детей ориентировки в звуковой форме слов. Расчленение слов охватывает ряд категорий существительных в единственном и множественном числе именительного, родительного и винительного падежей, а также и глагольные категории (повелительное наклонение, инфинитив, прошедшее и настоящее время).                                          

       В среднем дошкольном возрасте основное внимание обращается на усвоение морфологической стороны речи:                                          

- согласование слов;                                                                 

- чередование звуков в основах;                                                 

- образование сравнительной степени прилагательных.                 

      Детям помогают осваивать способы словообразования существительных суффиксальным способом, глаголов с помощью приставок. А.Н. Гвоздев указывает, что формирование согласования в роде проходит длительный путь развития и усваивается относительно поздно.         

      В его материалах содержатся также указания на то, что на начальных этапах развития речи преобладает согласование в женском роде, затем появляется согласование в мужском роде и смешанное согласование. К трём годам род усваивается почти полностью.  Развитие морфологической стороны речи сопряжено с рядом трудностей, вязанных с особенностями русского языка.

       Прежде всего, в русском языке очень сложная система окончаний существительных, не фиксировано место ударения в словах, чрезвычайно большое многообразие чередований гласных и согласных звуков в основах глаголов. Кроме того, дошкольников затрудняет усвоение родовой принадлежности существительных, понимание и использование пространственных предлогов и наречий.         Очевидно, что трудных грамматических форм в русском языке великое множество; многие из них встречаются детям, и, естественно, ведут к ошибкам.                   

      Усвоение склонения существительных среднего рода происходит несколько позднее и с большим трудом. Установлено, что в отношении усвоения эти существительные очень четко разбиваются на две группы: быстрее устанавливается правильное изменение по падежам у существительных среднего рода с ударными окончаниями и более продолжительное время - с безударными. В среднем возрасте дети не всегда ориентируются на их окончания в именительном падеже, смешивая при склонении этих слов окончания I и II склонений. Встречаются случаи "двойного" склонения одного и того же слова, в зависимости от того, как оно произносится в именительном падеже.

   В старшем возрасте дети усваивают предложно-падежные формы имен существительных единственного и множественного числа, изменение большинства имен прилагательных по падежам, числам и родам, правильное употребление глагольных форм, наречий, умеют противопоставлять однородные члены предложения, пользуются противительными союзами. Согласовывают прилагательные с существительными в роде, числе, падеже, существительные с числительными; изменяют слова по числам, родам, лицам; правильно употребляют предлоги в речи. Но увеличивается количество грамматических ошибок, таких как неправильное образование формы родительного падежа множественного числа существительных; неправильно согласовываются глаголы с существительными, нарушается структура предложений.

         Исследования Захаровой показывают, что усвоение морфологической системы русского языка, столь интенсивно проходящее именно в дошкольном возрасте, происходит на основе развития у детей ориентировки в звуковой форме слов. А.Н. Гвоздев наметил основные периоды в формировании грамматического строя речи.          

         Первый период - период предложений, состоящих из аморфных слов-корней, которые употребляются в одном неизменном виде во всех случаях, когда они используются (1 год 3 месяца - 1 год 10 месяцев).                                  

         Второй период - период усвоения грамматической структуры предложения, связанный с формированием грамматических категорий и их внешнего выражения (1 год 10 месяце - 3 года).                          

          Третий период - период усвоения морфологической системы русского языка, характеризующийся усвоением типов склонений и спряжений (3 года - 7 лет). В этот период в большей мере усваиваются все единичные, стоящие особняком, формы. Раньше усваивается система окончаний, позже - система чередования в основах.         

      Американский психолингвист Д. Слобин отмечает, что для овладения грамматикой ребенок должен:                 

1. Осознать те физические и социальные явления, информация которых передаётся при помощи языка.                                                        

2. Уметь обрабатывать, организовывать и хранить языковую информацию.   Иными словами, когнитивные предпосылки развития грамматики связаны как со значением, так и с формой высказывания.         

    Трудность и постепенность усвоения грамматического строя речи объясняются несколькими причинами:                 

- особенность возраста;                                                                        

- закономерности усвоения морфологической и синтаксической сторон речи;

- сложность грамматической системы, особенно морфологии.         Психологические основы развития речи раскрывают некоторые её направления: совершенствуется её практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления.                                 

     Словарь ребенка-дошкольника быстро увеличивается не только за счет существительных, но и глаголов, местоимений, прилагательных, числительных и соединительных слов. Само по себе увеличение словарного состава не имело бы большого значения, если бы ребенок параллельно не овладевал умением сочетать слова в предложения по законам грамматики. В период дошкольного детства усваивается морфологическая система родного языка. Ребенок практически осваивает, в основных чертах, типы склонений и спряжений. В то же время дети овладевают сложными предложениями, соединительными союзами, а также большинством распространенных суффиксов (суффиксами для обозначения пола, детенышей и других).

       В дошкольном возрасте дети начинают необычайно легко образовывать слова, менять их смысл, добавляя различные суффиксы: медведь - мишульчик; тигр - тигричек; слон - слонишка; крокодил - крокодильчик; зебра - зеберчик; лось - лосик; жираф - жирафчик; кролик - кроличек и т.д.

     Языковое поведение ребенка, в данном случае, показывает, что за словом он видит реальный предмет. Так, если взрослая особь - большое животное (лось), то его детеныш - маленькое животное (лосик), но если взрослая особь - небольшое животное (муха), то его детеныш - тоже небольшое животное, то есть тоже "муха". В этом случае нужда в уменьшительном суффиксе отпадает - муха и так маленькая.          

     Усвоение языка определяется чрезвычайной активностью самого ребенка по отношению к языку. Эта активность выражается в словоизменениях, которые ребенок строит по имеющимся образцам. Дошкольный возраст является периодом, в котором обнаруживается наибольшая чуткость к языковым явлениям.         

     Наряду с ориентировкой на смысл слова, на обозначающую словами действительность дошкольники обнаруживают большой интерес к звуковой форме слова, независимо от его значения. Ориентировка на звуковую форму слов выражается не только в стихосложении. Уже младшие дошкольники начинают изменять слова, учитывая исходную форму. В зависимости от того, как ребенок произносит слово в именительном падеже, он будет изменять это слово и по остальным падежам. Произнося слово "ограда", например, ребенок изменяет его по первому склонению, а произнося это слово как "оград", изменяет его по второму склонению.         

      Как ориентировка на смысловую сторону языка, так и ориентировка на его звуковую сторону осуществляется в процессе практического применения и изменения слов и до известного момента не связана с осознанием речи, которое предполагает понимание связи между звучанием и его значением. Однако, постепенно развивающееся языковое чутье и связанная с ним умственная работа над языком приводят к попыткам осознания речи. На пятом году у ребенка появляются попытки осмыслить значение слов и объяснить их происхождение. Ребенок пытается сопоставить одни слова с другими созвучными словами. Например, слово "город" ассоциируется со словом "горы".                                                         

      При отборе материала для игр и игровых упражнений важно организовать его таким образом, чтобы дети не просто запоминали ту или иную грамматическую форму, но и в практическом плане освоили правило словоизменения: например, правило выбора окончания существительного в родительном падеже множественного числа в зависимости от типа окончания в именительном падеже единственного и множественного числа (ср: пол - полы – полов; стол - столы – столов; колос – колосья – колосьев и т.д.). Материал должен давать широкую ориентировку в типах изменения слов, помочь эти типы выделить и дифференцировать.

 Важнейшим условием развитие речевой культуры детей дошкольного возраста является работа над словом. Свободное владение словам, понимание его значения, точность словоупотребления являются необходимыми условиями освоения грамматического строя языка, звуковой стороны речи, а также развития умения самостоятельно строить связное высказывание.

 Исследования последних лет доказали необходимость выделения в методике речевой работы специального раздела, включающего, ознакомление детей с многозначностью слов, с синонимическими и антонимическими отношениями между ними, формирование умения точно исследовать лексические свойства родного языка. Раскрытие смыслового богатства многозначных слов способствует расширению словаря, не увеличивая его количественно, а за счет понимания других значений уже известных слов.

     Формирование связности речи, развития умения содержательно и логично строить высказывание является одной из главных задач речевого воспитания дошкольников. Развитие связной речи ребенка происходит в тесной взаимосвязи с освоением фонетической стороны, словарного состава, грамматического строя языка. Важной составной частью общеречевой работы является развитие образной речи. Воспитание интереса к художественному слову, умение использовать средства художественной выразительности в самостоятельном высказывании приводит к развитию у ребенка поэтического слуха, и на этой основе развивается его способность к словесному творчеству.         

 

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Баннеры
Бесплатный хостинг uCoz
Бесплатный хостинг uCoz