музыкальный руководитель
ГБДОУ № 4
Меньшаева Л.А.
Народные игры - нужны ли они современным детям?
Игра для детей - неотъемлемая часть жизни. Играя, ребенок познает мир, учится обращаться с детьми и взрослыми, ставит себя в разные ситуации. Дети играют в домики, в больницу, в космонавтов, в пожарников и т.д. Современные дети легко оперируют такими понятиями, как компьютер, диск, кассета, видеомагнитофон, плейер и т.д. Они многое имеют, много знают, но в тоже время многого лишены. Кто из вас, Уважаемые мамы и папы могут похвастаться, что играет с детьми в народные игры, или поет с детьми русские народные песни. Если в доме есть бабушки, то может ребенок и услышит народную песню. А ведь зачастую у мамы нет времени, вечером она дает ребенку видео кассету с мультфильмами или сажает ребенка за компьютерные игры. Но дети должны знать свои истоки, кто они, кто были их бабушки, какие песни они пели, в какие игры играли.
В детском саду, на музыкальных занятиях дети играют в русские народные игры, точнее в музыкальные игры. Эти игры сопровождаются пением, в них очень часто встречаются слова, значение которых современные дети зачастую не понимают. Я объясняю детям значение этих слов, например «калину заломаю», «а мы просо сеяли». Дети очень любят играть в музыкальные игры, русский народные игры просты и доступны. В то же время они очень красивы, ритмичны, напевны. Я всегда рассказываю детям, что когда их папы, мамы, бабушки, дедушки были маленькими, то играли в такие игры. Вы тоже играйте, а потом научите своих детей и таким образом песня, игра передается из поколения в поколение и никогда не умрет и не забудется. Ребенок должен кто он по происхождению, какая у него Родина, какой язык его родной, иначе он потеряет почву, а это уже страшно. Побольше читайте русские народные сказки, пойте народные песни. Если ребенок дома захочет вам спеть песню, поощряйте его и не отмахивайтесь. Успехов вам!
Что такое музыкальность
Глинка, Чайковский, Моцарт, Бетховен... Знаменитые, известные каждому имена. Кто избрал им путь гениев? - Кто определил славу музыкантов-композиторов? Природа? Родители? Педагоги?
Может быть, профессиональные качества передаются с генами? Может быть, сын ученого, повзрослев, станет ученым, а сын писателя - писателем?
Педагоги, музыканты пришли к мнению о том, что задатки музыкальной деятельности имеются у каждого. Именно они составляют основу музыкальных способностей. Считается доказанным, что если для музыкального развития ребенка с самого рождения созданы необходимые условия, то это дает значительный эффект в формировании его музыкальности.
Природа щедро наградила человека. Она дала ему все для того, чтобы видеть, ощущать, чувствовать окружающий мир. Она позволила ему слышать все многообразие существующих вокруг звуковых красок. Прислушиваясь к собственному голосу, голосам птиц и животных, таинственным шорохам леса, листьев и завыванию ветра, люди учились различать интонацию, высоту, длительность.
Итак, все мы от природы музыкальны. Об этом необходимо знать и помнить каждому взрослому, так как от него зависит, каким станет в дальнейшем его ребенок, как он сможет распорядиться своим природным даром. Как уже говорилось, окружение, среда растит и питает личность. Музыка детства - хороший воспитатель и надежный друг на всю жизнь.
Памятка для родителей
1. Раннее проявление музыкальных способностей говорит о необходимости начинать музыкальное развитие ребенка как можно раньше. «Если не заложить с самого начала прочный фундамент, то бесполезно пытаться построить прочное здание: даже если оно будет красиво снаружи, оно все равно развалиться на куски от сильного ветра и землетрясения», - считают педагоги. Время, упущенное как возможность формирования интеллекта, творческих, музыкальных способностей ребенка, будет невосполнимо.
2. Путь развития музыкальности каждого человека неодинаков. Поэтому не следует огорчаться, если у вашего малыша нет настроения что – нибудь спеть или ему не хочется танцевать, а если возникают подобные желания, то пение, на ваш взгляд, кажется далеким от совершенства, а движения смешны и неуклюжи. Не расстраивайтесь! Количественные накопления обязательно перейдут в качественные. Для этого потребуется время и терпение.
3.
Отсутствие какой - либо из
способностей может тормозить развитие остальных.
Значит, задачей взрослого
является устранение не желаемого тормоза.
4. Не «приклеивайте» вашему ребенку
«ярлык» - немузыкальный, если вы ничего не сделали для того, чтобы эту
музыкальность у него развить.
Что же такое музыкальность?
Специалисты определяют ее как комплекс способностей, позволяющий человеку активно проявлять себя в различных видах музыкальной деятельности: слушании музыки, пении, движении, музыкальном творчестве.
Эти, как принято называть, специальные или основные способности включают в себя: звуковысотный слух, ладовое чувство, чувство ритма. Именно наличие их у каждого наполняет слышимую человеком музыку новым содержанием, именно они позволяют подняться на вершины более глубокого познания тайн музыкального искусства.
Однако главное, по мнению ученых, заключается в том, что эти способности не столько проявляют себя в музыкальной деятельности, сколько сами создаются в процессе ее. Такая уж интересная и обязательная наблюдается закономерность. Поэтому и относят педагоги умение понимать музыку, умение выразительно петь и двигаться, заниматься музыкальным творчеством также к понятию «музыкальность».
Чем активнее общение вашего ребенка с музыкой, тем более музыкальным он становится, чем более музыкальным становится, тем радостнее и желаннее новые встречи ней.
КАК СЛУШАТЬ
МУЗЫКУ С РЕБЕНКОМ?
Как долго? - Внимание ребёнка 4-5 лет к непрерывно звучащей музыке устойчиво в течение 3- 4 минут, а с небольшими перерывами в звучании между пьесами в течении 7- 8 минут. Слушание может быть более или менее продолжительным в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка, его физического состояния. Как ? - заранее приготовьте магнитофон и кассету. Найдите на кассете пьесу, которую вы будете слушать. Определите силу звука. Музыка не должна звучать громко! Предупредите членов семьи, чтобы было тихо, и чтобы в комнату во время звучания музыки не входили. И взрослые, и дети слушают музыку сидя.
Когда? - выберите удобное время для ребёнка (когда он не увлечён игрой, не возбуждён приходом кого- либо в дом, хорошо себя чувствует.) Лучше всего после завтрака или дневного сна. Вторую кассету составьте при помощи музыкального руководителя с песнями, которые они поют на музыкальных занятиях. Одну и ту же песню запишите дважды: первый раз в исполнении только детей и муз. руководителя, второй раз запись только музыкального аккомпанемента. Таким образом, ребёнок получит возможность послушать песню и петь так, как ему хочется: в ансамбле или соло. Родители на детских утренниках не только гости, но и активные участники. Дети приглашают их в парную пляску, поют песни, играют вместе с детьми. После утренника поговорите с детьми, поделитесь впечатлениями, узнайте, что им больше всего понравилось. Обязательно похвалите его участие в празднике.
Произведения для слушания дома;
В . Моцарт - менуэт Соль мажор. Рондо ре мажор. (Фортепиано)
П. Чайковский « Танец маленьких лебедей» оркестр. Марш из балета «Щелкунчик» оркестр. И. С. Бах. Маленькая прелюдия ре мажор. Клавесин.
Инвенция № 3 ре мажор фортепиано.
Инвенция № 2
Д. Шостакович Вальс- шутка флейта и фортепиано. Г. Свиридов Музыкальный момент. Весна. Оркестр. II. Чайковский Детский альбом. Фортепиано. Времена года. Оркестр.
Наш собеседник музыка.
Музыка везде и всюду окружает нас с самого рождения. Первая песня, услышанная малышом, -
колыбельная, и дальше музыка всё время с нами. Музыка участвует в беседе, рассказывает о мире, о
человеке, с помощью языка звуков и интонаций. Постижение ребёнком этого своеобразного языка
начинается с того момента, когда появляется первый интерес к музыкальному звуку. На
музыкальных занятиях в детском саду формируется его дальнейшее и элементарное представление
о языке музыкального искусства в разнообразных видах - восприятии, исполнительстве,
творчестве. Кроме этого на музыкальных праздниках и вечерах создаётся особая, привлекательная
атмосфера, та обстановка удивительного единения детей и взрослых, доброжелательности, которая в значительной степени способствует успешному вхождению ребёнка в мир музыки.
Именно от того, какими были первые музыкальные впечатления, во многом зависит
мировосприятие человека в целом. Мы воспитатели, па первом этапе стараемся показать и
научить детей слушать и понимать музыку, которая окружает нас. Это и капли дождя, шум
ветра, плеск волн. Музыка создаёт образ, характеризующий образ животных, и птиц, повторение
движений транспорта: самолёта, паровоза, постепенно переходя к ознакомлению вокальной,
инструментальной, народной, симфонической музыки. Но наша работа будет оставаться
незаконченной, если дома ребёнок не будет получать дополнительную « подпитку» и закрепление
материала. В магазинах нашего города продаётся большое количество кассет с записями шедевров
мировой музыки. Очень рекомендуем приобрести в свои коллекции такие кассеты для домашнего прослушивания:
Серия Величайшие композиторы мира.
Серия Праздники в детском саду.
Серия Музыка, движение. Ритмика, караоке.
Серия Песни для детей любого возраста.
Серия Первые встречи с музыкой.
Эти записи можно приобрести в нашем районе: средний проспект маг. «Дети»
От того, какие знания мы заложим в наших детей, будет складываться дальнейшая жизнь детей.
Научим понимать красоту музыки и слова, красоту окружающего нас мира!