Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 17.08.2018, 04:50

ГБДОУ детский сад №4

Государственные услуги
Форма входа

Поиск
Меню сайта
Телефон доверия

Телефон доверия 8-800-200-01-22

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

педагог-психолог ГБОУ ППМС-Центра В.О, р-на Валайнис Наталия Алоизовна

                                                                                                                                                             
Лекция: «Искусство наказания и поощрения»

РЕКОМЕНДАЦИИ


Первое, с чего стоит начать, обучая ребенка, - спросить себя,
•     Почему ребенок отказывается делать нечто;
•    Что я делаю не так, что ему хочется мне сопротивляться?
•    Что и почему я делал в детстве в таких ситуациях? И тогда можно попробовать:
1.    ВЫСЛУШАТЬ РЕБЁНКА
Слушать ребенка означает не ожидать от него услышать то, к чему мы готовы. Нужно дать ему шанс объяснить. Ребенок не думает как взрослый, а потому может совершать плохие поступки из лучших побуждений.
®          Например,   он может ударить брата или сестру, потому что ему кажется, что
к другому ребенку родители относятся лучше. Тогда наказание не улучшит отношений с детьми; а научит делать им гадости так, чтобы родители не видели.
   Но, поняв такую причину, родители могут изменить свое поведение так, чтобы ребенок чувствовал их любовь, а не просто верил их словам. Нередко после таких бесед оказывается, что измениться должен взрослый, а не ребенок.
2.          НУЖНО НАУЧИТЬСЯ ТОЧНО ОБЪЯСНЯТЬ РЕБЕНКУ, ЧТО МЫ ОТ НЕГО ХОТИМ, ЧТОБЫ ОН РЕАЛЬНО ЭТО ПОНЯЛ
Что имеется в виду:
>   Требования должны быть однозначными и понятными ребенку.
@          Например, требование «Не балуйся» ничего не говорит ребенку о том, что
нужно делать. Более понятно: «Посиди спокойно 5 минут».
>   Требования должно соответствовать возрасту и возможностям ребенка.
©          Например, бессмысленно просить трехлетнего малыша посидеть 30 минут
спокойно. Лучше предложить ему занятие, которое ему будет интересно и займет его все это время.
>   Следует давать простые требования, не включающие внутри ещё дополнительные требования. Когда необходимо дать сложное требование, его лучше разложить па части и предъявить ребенку каждое по отдельности.
@          Например, требование: «Вымой пол» - является простым. Но: «Убери
комнату», сложное, требующее конкретного описания того, что родитель понимает в этом случае.
3.           НЕОБХОДИМО ДОНЕСТИ ДО РЕБЁНКА ПРАВИЛЬНОЕ ИСПОЛНЕНИЕ ТРЕБОВАНИЯ, ЧТОБЫ ПОТОМ НЕ РУГАТЬ ЗА НЕПРАВИЛЬНОЕ
>            Предъявляемые требования должны быть сформулированы без частицы «не». То есть ребенку нужно сообщить, что он должен сделать, а не то, что ему не следуе" делать.
@          Например,   в этом случае отрицательное требование: «не балуйся», а
положительное: «Займись тем-то».
>           Нужно показать, какое поведение взрослый ожидает от ребенка в той или иной ситуации.

>          Необходимо показать ребенку, в чем заключалась ошибка. Дети не могут

догадаться о том, что думают их родители (что, впрочем, не умеют делать и родители).

Родители должны четко объяснить, почему они не одобряют нечто и что они хотят от ребенка.

4.    РЕБЁНОК ЗАРАНЕЕ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ, К КАКИМ ПОСЛЕДСТВИЯМ ПРИВЕДЁТ СЛЕДОВАНИЕ ИЛИ НЕСЛЕДОВАНИЕ ДИРЕКТИВАМ ВЗРОСЛЫХ.

При этом нужно выполнять обещание наказания или поощрения, а не оставлять их только как возможности.

5.     СТОИТ ПОМНИТЬ, ЧТО ИМЕННО НА СИСТЕМЕ ПООЩРЕНИЯ СТРОИТСЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ С РЕБЕНКОМ

6.    НЕЛЬЗЯ ОЦЕНИВАТЬ РЕБЁНКА В МОМЕНТ НАКАЗАНИЯ, НУЖНО ГОВОРИТЬ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО О СВОИХ ЧУВСТВАХ И О ТОМ, КАК ВЫ ОТНОСИТЕСЬ К ПОСТУПКУ.

7.   СТОИТ ПРОЯВЛЯТЬ ГИБКОСТЬ

Для этого нужно выслушать, что ребенок скажет о том, как вы с ним поступаете. Слушайте его, становясь на его, а не на свою позицию.     Принимайте свои ошибки, просите прощения и меняйте свое поведение, если осознаете, что оно неверно.

Это именно то, что вы требуете от своих детей. Учите их собственным примером.

8.    НАКАЗЫВАТЬ РЕБЁНКА НУЖНО НАЕДИНЕ

Публичное наказание будет иметь воздействие не на вашего ребенка, а на зрителей. Ребенок продолжит вести себя плохо, чтобы показать, что он не испугался родителя или потому что страшно боится услышать замечания близких по этому поводу.

9.    НЕ НАВИСАЙТЕ НАД РЕБЁНКОМ В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕНИЯ

Предъявляя требования, расположитесь так, чтобы видеть глаза ребенка, а еще лучше - иметь возможность его обнять.

Только те, кто могут коснуться друг друга, могут и договориться. Недаром мы избегаем тех, с кем не хотим договориться.

10.       СТОИТ ПРОЯВЛЯТЬ ВЕЖЛИВОСТЬ К РЕБЁНКУ ВСЕГДА, ЕСЛИ МЫ ТРЕБУЕМ ОТ НЕГО ВЕЖЛИВОГО ПОВЕДЕНИЯ И ИЗЛАГАЙТЕ ТРЕБОВАНИЯ СПОКОЙНО, БЕЗ УЛЬТИМАТУМОВ И НЕ КРИЧИТЕ

 

ИСКУССТВО ПООЩРЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ В СЕМЬЕ

Методы воспитания, применяемые в семье, детском саду, в школе - это Поощрение и Наказание. Оценивая детское поведение родитель, воспитатель/учитель или одобряет тот или иной поступок, или осуждает его, то есть поощряет или наказывает. Давая такую оценку, взрослые тем самым регулируют развитие личности ребенка, побуждая его к правильным поступкам.

Что такое наказание и что такое поощрение?

    Наказание - это действия, целью которого является   убрать нечто из поведения ребёнка, т.е. чтобы у ребёнка исчезла и не повторилась социально неприемлемая форма поведения.      

    Поощрение (рассматриваем как подкрепление) - это действия, которые усиливают предыдущее, поведение ребёнка.

Различают:

    Негативное подкрепление того или иного поведения

Наказание и негативное подкрепление могут внешне не отличаться одно от другого, более того, ошибки воспитания и кроются в том, что родители путают негативное подкрепление с наказанием. Негативное подкрепление ведет:

с одной стороны, к вероятности увеличения поведения еще раз,

с другой стороны, негативное подкрепление ведет к обучению путем избегания (ребенок начинает врать).

    Эффективность выработки навыка определяется не наказанием, а поощрением. В основе поощрения лежит положительное подкрепление.

    Формы поощрения могут быть самыми разными: нематериальные — приветливая улыбка, одобрительный взгляд, похвала, благодарность, признательность; награды — поездка за город, билеты в театр, цирк, посещение кинотеатра: подарки - игрушки, вещи, сладости. Главное, чтобы поощрение было адекватным поступку ребенка, его возрасту, интересам, склонностям, чтобы родители делали его искренно, не ожидая ответной благодарности и обязательного безупречного поведения в будущем.

Наказание должно быть соразмерно проступку ребенка и целесообразно по форме. Продуктивной формой наказания считается та, которая заставляет ребенка задуматься над проступком, критически оценить собственное поведение.

    Адекватность наказания определяется тем, как родитель наблюдает за поведением ребенка.

    Если родители постоянно применяют исключительно наказание (и словесное и физическое), оно перестает работать. Родители, которые систематически наказывают ребенка, обычно говорят: «Он не реагирует ни на что, кроме ремня. Он сам напрашивается на ремень. Мои родители били меня, и я вырос человеком». Родители практически никогда не говорят, что срываются на ребенке, когда им плохо. Они чувствуют бессилие и не знают, что делать. Ударить быстрее и легче, чем понимать и слушать, битье не требует размышления. Битьем легче показать другим, что они — ответственные родители, только дети им попались трудные.

  Наказание в том виде, как оно типично применяется, т.е. не как действие, при котором родитель отслеживает поведение ребенка и находит способ прекратить или изменить его, а как унижающая или оскорбляющая процедура, не будет работать в актуальный момент и приведёт к проблемам в будущем.

1.         Насилие заставляет детей ненавидеть себя и других. Они не нравятся себе, когда их жестоко наказывают, у них формируется низкая самооценка. Они не любят того, кто их наказывает, им захочется отомстить, когда вырастут. Они учатся не доверять другим и боятся тех, кто старше и имеет власть над ними.

   Хулиганами и насильниками дети не рождаются. Этому они учатся от других, прежде всего своих родителей, которые показывают им, как надо вести себя, когда не знаешь, как решить проблему.

2.           При жестоком, обращении дети не учатся поступать правильно, а только находят способ избегать наказания. Защищаясь, они учатся быть трусливыми, нечестными.

3.          Страх нарастает с каждым ударом ремня, если дети чувствуют угрозу и не понимают причину наказания. Повторяемость плохих поступков свидетельствует о том, что дети не знают, в чем их ошибка, а действия, которые выбирают родители, не эффективны.

4.         Чем более выражено насильственное наказание, тем сильнее развивается у ребенка апатия и безынициативность, агрессия

Наказание — очень трудная вещь; оно требует от воспитателя огромною такта и осторожности, поэтому можно рекомендовать родителям по возможности избегать применения наказания. Постоянное неотвратимое наказание лишает ребенка инициативы,

В самом крайнем случае можно допустить некоторые виды наказания, а именно:

ü задержка удовольствия или развлечения

ü задержка карманных денег (если они выдаются)

ü запрещение выходов с друзьями

Наказание и поощрения - это методы воспитания, а не возможность сорвать свое негативное эмоциональное состояние.

Ухаживая за растением, садовник поливает его, удобряет, рыхлит почву вокруг, но не тянет за верхушку, чтобы оно поскорее выросло.
Точно так же и с ребенком.

При воспитании мы должны готовить почву, но не тянуть постоянно и нетерпеливо вверх.
Ребенку нужна ваша любовь, принятие, эмоциональное тепло и вера в ребенка, что он может и умеет.

 

Друзья сайта

Министерство образования и науки Российской Федерации

Администрация Василеостровского района Санкт-Петербурга

Отдел образования Василеостровского района Санкт-Петербурга

Прокуратура
Санкт-Петербурга

Бесплатный хостинг uCoz